Ваш город: Москва

Как подготовиться к проверке природоохранной прокуратуры?

Разработка ПНООЛРНормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР)Проект мониторинга окружающей средыПрограмма экологического контроляРазработка проекта предельно допустимых выбросовРазработка проекта Санитарно Защитных ЗонКто должен разрабатывать ПНООЛР?Разработка проекта зоны санитарной охраны ЗСОРазработка журналов экологического учетаПрограмма производственного контроля качества водыНормативы допустимых сбросов Замеры по программе ПЭКПостановка на учет объектов негативного воздействияИнвентаризация источников выбросов в 2023 году Программа экологического контроля, приказ № 74Замеры по программе ПЭКРасчет класса опасности отхода для РосприроднадзораЗамеры Выбросов Экологический КонтрольИзмерения на границе Санитарной Защитной Зоны (СЗЗ)Разработка программы производственного контроля качества воды

Как подготовиться к проверке природоохранной прокуратуры?

Поможем в сжатые сроки подготовиться к проверке природоохранной прокуратуры. Обеспечим комплексный подход, профессионализм и скорость работ.

Сфера проверок природоохранной прокуратуры.

Природоохранная прокуратура является специализированным органом прокуратуры, основной задачей которого выступает контроль:

  • исполнения природоохранного законодательства предприятиями, общественными организациями, должностными лицами и даже государственными органами и службами;
  • соблюдения определяемых Конституцией РФ экологических прав граждан, включая возмещение ущерба, принесенного состоянию их здоровья неправомерными действиями предприятий и организаций;
  • использования природных ресурсов;
  • исполнения выявленных ранее нарушений и факт привлечения к ответственности виновных в нарушениях.

По факту проверки могут, выявлены и представлены предписания на устранение следующих видов нарушений:

  1. Разработать и сдать экологическую отчетность: 2ТП-отходы, 2ТП-воздух, НВОС и другие.
  2. Провести инвентаризацию мест размещения отходов и разработать паспорта опасных отходов.
  3. Разработать проекты ПНООЛР, ПДВ.
  4. Поставить на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду и получить свидетельство с присвоением соответствующей категории.
  5. Обеспечить прохождение обучения по обращению с опасными отходами и экологической безопасности.

Деятельность прокуратуры определяется Законом №2202-1-ФЗ от 17.01.1992 г. Природоохранные прокуратуры создаются в субъектах РФ на правах межрайонных прокуратур.

Плановые и внеплановые проверки прокураторы.

Проверки, проводимые природоохранной прокуратурой, можно поставить во главе всех проверок, проводимых органами природоохранного надзора. Предписания, выдвинутые прокурором, должны исполняться предприятиями безоговорочно. Поэтому очевидна вся важность и серьезность подготовки к ним.

Делятся проверки природоохранной прокуратур на плановые и внеплановые.

Рассмотрим первый вариант. О плановой проверке предприятие узнает заблаговременно, так как информация о ней предоставляется в широком доступе на сайте прокуратуры. Представленный план утверждается ежегодно непосредственно в Генеральной прокуратуре. В нем указываться сроки проверок и их объекты. После утверждения план подлежит передаче в прокуратуры субъектов РФ, которые вправе дополнить его собственными проверками. В конечном итоге данный план передается в районные прокуратуры, которые, в свою очередь, и проводят необходимые проверки. Согласно утвержденным планам, проверки природоохранной прокуратуры проводятся не чаще одного раза в три года.

При поступлении в органы прокуратуры сообщений о нарушении законодательства, требующих вмешательства прокуратуры (ст. 21 Закона №2202-1-ФЗ), природоохранной прокуратурой проводятся внеплановые проверки. Подобные сведения могут поступать в следующих формах:

  • при обращении должностных лиц государственных органов надзора;
  • обращения общественных организаций и граждан РФ;
  • публикации, представленные в средствах массовой информации;
  • а также прочие источники информирования.

Также проверки могут, проводится по требованию Генеральной прокуратуры, формирующихся для анализа состояния законности определенной сферы. Проводятся такие проверки нижестоящими прокуратурами и охватывают как отдельные регионы, так и страну в целом.

Стоит различать проверки, приводимые прокуратурой и по поручению прокуратуры. Прокуратура проводит собственные проверки исполнения законодательства своими силами, а при поручении проведения проверки прокуратурой, в качестве проверяющей организации может выступать любой надзорный орган РФ.

Особенности проведения проверок природоохранной прокуратурой.

Специфика проведения проверок прокуратурой отличается от специфики проведения их другими государственными органами. Так, например, для проведения проверки и допуска на территорию предприятия, прокурор вправе предъявить только свое служебное удостоверение. Предъявление распоряжения о проведении проверки не является обязательным требованием к началу ее осуществления.

Пришедший на предприятие прокурор вправе проверить исполнение законодательства в любой подконтрольной области, а не только в той, которая касается предмета проверки. Соответственно, рамки осуществляемой проверки не устанавливаются.

При отсутствии в ходе проверки выявленных нарушений, прокурор вправе не составлять акт о проведении проверки и ее результатах. Составляется акт о проведении проверки только при выявленных нарушениях.

Прокурор вправе привлекать к осуществлению проверки специалистов Росприроднадзора, но постановление по итогам проверки составляется им самостоятельно.

Законодательные основания для проведения проверок.

Итак, как мы видим из вышеперечисленного, во время проверки природоохранной прокуратуры может быть проверена любая область деятельности предприятия, связанная с осуществлением охраны окружающей среды и любой вид документации, связанный с ней.

Перечень документов, который может быть запрошен при проверке, довольно большой. Он определяется действующим Законодательством РФ. В первую очередь Законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ и прочими, такими, как Закон №89-ФЗ, Закон №96-ФЗ, Водным и Земельным кодексами, и даже Конституцией РФ.

Это далеко не все составляющие природоохранного Законодательства РФ. По факту к началу прокурорской проверки на предприятии должны быть выполнены все требования, как Законов, так и законодательных актов, приказов и постановлений в части охраны окружающей среды. Только в таком случае можно говорить об успешной проверке, прошедшей без получения предписаний и штрафных санкций.

Что может быть запрошено при проверках из документов предприятия?

В составе запрашиваемых документов в первую очередь должны быть сведения о самом предприятии, такие, как:

  • реквизиты;
  • документы, подтверждающие права собственности на занимаемые земельные участки, здания и сооружения;
  • приказы о назначении должностных лиц;
  • приказы о назначении ответственных на предприятии за экологию и безопасное обращение с отходами;
  • должностные инструкции ответственных лиц.

Среди предоставляемых документов потребуется журнал проведенных на предприятии проверок государственными контролирующими организациями с выдвинутыми ими предписаниями и мероприятиями по их исполнению.

По части экологии могут быть запрошены следующие документы:

  • экологические проекты предприятия с установленными нормативами, такие как ПДВ, ПНООЛР, НДС (в случае необходимости их разработки), а также данные инвентаризаций, приводимых для разработки вышеперечисленных проектов;
  • экологическая отчетность предприятия и документация первичного учета;
  • сведения об обучении ответственных сотрудников по экологической безопасности и обращению с опасными отходами;
  • сведения о вносимых предприятием ежеквартально экологических платежах;
  • лицензия и сертификаты на право работы с опасными отходами;
  • сведения о передаче отходов сторонним организациям – договора, талоны, акты;
  • сведения о проводимом на предприятии производственном контроле;
  • разработанный план мероприятий по охране окружающей среды и его исполнение;
  • договоры с аттестованными лабораториями, проводящими контроль за качеством окружающей среды и копии их аттестатов аккредитации;
  • сведения об очистных сооружениях, установленных на предприятии и о контроле их эффективности;
  • договоры на водоснабжение/водоотведение;
  • состояние транспортного парка предприятия.

Приведенный перечень касается только основных документов, которые должны быть разработаны предприятием.

Какие объекты могут подлежать визуальному осмотру проверяющими?

Предприятиям стоит быть готовыми и к тому, что для установления исполнения установленных нормативов на сброс могут быть сняты показания счетчиков. Также для контроля объема выброса и сброса могут быть отобраны контрольные пробы и проведены лабораторные анализы.

Кроме того вполне может быть проверено соблюдение экологического законодательства на подведомственных предприятию территориях, промплощадках и производственных цехах Для этого проверяющий осуществляет визуальный осмотр. Например, может быть проверена организация мест временного хранения твердых бытовых отходов, условия хранения люминесцентных ламп, промасленной ветоши и прочих образующихся на предприятии отходов. Также на территориях может быть проверено качество зеленых насаждений.

Как успешно подготовиться к проверке?

Чтобы успешно подготовиться к проверке, предприятиям рекомендуется провести внутренний экологический аудит всей имеющейся природоохранной документации, желательно с привлечением стороннего эксперта. Это позволит увидеть организацию более широко со стороны и получить рекомендации для улучшения состояния документации предприятия и о возможных недочетах и неточностях. Для успешного прохождения проверки все выданные аудитором рекомендации желательно выполнить до ее начала.

В целом, ответственным лицам предприятия рекомендуется регулярно проходить обучение по экологии и изучать все изменения природоохранного законодательства, не игнорировать ведение документации и своевременно предоставлять в контролирующие организации экологическую отчетность и осуществлять платежи за НВОС.

Ответственность за выявленные нарушения.

Все возможные нарушения по части экологического законодательства устанавливаются на основании главы 8 «Кодекса об административных правонарушениях РФ».

Например, в целом несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности объекта полностью регламентируется ст. 8.1 КоАП. При этом ответственность предприятия, как юридического лица, может составить до 100 тысяч рублей.

При нарушении деятельности по обращению с отходами грозят штрафы размером до 250 тысяч рублей ст. 8.2). Аналогичный штраф может быть наложен на предприятие и при несоблюдении утвержденного разрешения на выброс (ст. 8.21). Штраф, размером до 150 тысяч рублей налагается при нарушении условий разрешения на сброс (ст. 8.14).

Все это лишь малая часть нарушений, которые могут быть выявлены при проведении прокурорской проверки. Не стоит забывать, что ответственность налагается не только на юридические лица, но и на должностные, и на организации, функционирующие без образования юридического лица.

Image

/ связаться с нами

Хотите обсудить свой предстоящий проект?

"Стандарт" поможет вам добиться цели.

Image
ООО "Экология и охрана труда"
info@sot3.ru
+7 (812) 241 19 50